Оценка и недвижимость

Статья 8 Федерального Закона об оценочной деятельности от 29 июля 1998г. № 135-ФЗ

Проведение оценки недвижимости является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации; субъектам Российской Федерации; муниципальным образованиям, в том числе:
- при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду;
- при использовании объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в качестве предмета залога;
- при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;
- при переуступке долговых обязательств, связанных с объектами оценки, принадлежащими Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;
- при передаче объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц, а также при возникновении спора о стоимости объекта оценки, в том числе:
при национализации имущества;
- при ипотечном кредитовании физических лиц и юридических лиц в случаях возникновения споров о величине стоимости предмета ипотеки;
- при составлении брачных контрактов и разделе имущества разводящихся супругов по требованию одной из сторон или обеих сторон в случае возникновения спора о стоимости этого имущества;
- при выкупе или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд;
- при проведении оценки объектов оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы.
Действие настоящей статьи не распространяется на отношения, возникающие при распоряжении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имуществом, закрепленным за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении, за исключением случаев, если распоряжение имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации допускается с согласия собственника этого имущества, а также на отношения, возникающие в случае распоряжения государственным или муниципальным имуществом при реорганизации государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, и в случаях, установленных Федеральным законом "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта".

статья 293 Гражданского кодекса РФ.

Если собственник жилого помещения использует его не по назначению, систематически нарушает права и интересы соседей либо бесхозяйственно обращается с жильем, допуская его разрушение, орган местного самоуправления может предупредить собственника о необходимости устранить нарушения, а если они влекут разрушение помещения - также назначить собственнику соразмерный срок для ремонта помещения.
Если собственник после предупреждения продолжает нарушать права и интересы соседей, или использовать жилое помещение не по назначению, либо без уважительных причин не произведет необходимый ремонт, суд по иску органа местного самоуправления, может принять решение о продаже с публичных торгов такого жилого помещения, с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения.
Статья 155. Возмещение ущерба, причиненного жилищному фонду
Предприятия, учреждения, организации, а также граждане, причинившие ущерб жилым домам, жилым помещениям, инженерному оборудованию, объектам благоустройства и зеленым насаждениям на прилегающих к домам участках, обязаны возместить причиненный ущерб.
Должностные лица и другие работники, по вине которых предприятия, учреждения, организации понесли расходы, связанные с возмещением ущерба, несут материальную ответственность в установленном порядке.

Статья 222. Самовольная постройка

1. Самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
2. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
3. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, осуществившим постройку на не принадлежащем ему земельном участке, при условии, что данный участок будет в установленном порядке предоставлен этому лицу под возведенную постройку. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанными лицами, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.


РАСПОРЯЖЕНИЕ МЭРА МОСКВЫ
31 июля 1996 г. N 166/1-РМ
ОБ УПОРЯДОЧЕНИИ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРЕОБОРУДОВАНИЯ И
ПЕРЕПЛАНИРОВКИ ЖИЛЫХ И НЕЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
В ЖИЛЫХ ДОМАХ Г. МОСКВЫ

За последнее время выявлены случаи грубых нарушений при проведении перепланировки помещений в жилых домах.
В целях упорядочения оформления и выдачи разрешений межведомственными комиссиями на переоборудование и перепланировку жилых и нежилых помещений в жилых домах г. Москвы:
1. Утвердить Порядок оформления разрешений на переоборудование и перепланировку жилых и нежилых помещений в жилых домах в г. Москве (приложение).
2. Признать утратившим силу приложение 2 к распоряжению Мэра Москвы от 11.11.94 N 560-РМ "Об упорядочении перевода жилых помещений в нежилой фонд и оформления документов о разрешении перепланировки жилых и нежилых помещений в жилых домах".
3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Премьера Правительства Москвы Коробченко В.А.
Мэр Москвы
Ю.М. Лужков

Приложение
к распоряжению Мэра Москвы
от 31 июля 1996 г. N 166/1-РМ
ПОРЯДОК
ОФОРМЛЕНИЯ РАЗРЕШЕНИЙ НА ПЕРЕОБОРУДОВАНИЕ И ПЕРЕПЛАНИРОВКУ
ЖИЛЫХ И НЕЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ В ЖИЛЫХ ДОМАХ В Г. МОСКВЕ


1. Общие положения.
1.1. Настоящий порядок устанавливает общие требования к оформлению разрешений на переоборудование и перепланировку жилых и нежилых помещений в жилых домах в г. Москве вне зависимости от нахождения их в государственной или муниципальной собственности, собственности общественных объединений, частных лиц, а также в хозяйственном ведении или оперативном управлении предприятий или иных организаций.
1.2. Переоборудование и перепланировку жилых и нежилых помещений в жилых домах разрешается производить только после рассмотрения вопроса на соответствующей межведомственной комиссии и получения документально оформленного разрешения.
1.3. Рассмотрение вопросов, связанных с переоборудованием и перепланировкой жилых и нежилых помещений в жилых домах, возлагается на межведомственные комиссии районов.
В сложных случаях перепланировки помещений (например, объединение нескольких квартир по горизонтали или вертикали и т.п.) окончательные решения принимаются после дополнительного рассмотрения на межведомственных комиссиях административных округов или городской межведомственной комиссии по использованию жилого фонда.
1.4. Решение межведомственной комиссии района утверждается супрефектом, решение межведомственной комиссии административного округа - префектом, решение городской межведомственной комиссии - Комитетом муниципального жилья.
1.5. Вопросы переоборудования жилых помещений включают:
" перенос нагревательных, сантехнических и газовых приборов;
" устройство и переоборудование туалетов, ванных комнат, вентиляционных каналов.
К вопросам перепланировки жилых помещений относятся:
" перенос и разборка жилых перегородок;
" перенос и устройство дверных проемов;
" устройство и переоборудование тамбуров;
" остекление балконов и лоджий.
1.6. Работы по переоборудованию и перепланировке жилых помещений должны производиться под руководством квалифицированного ответственного специалиста.
1.7. Решение вопросов, связанных с переоборудованием и перепланировкой жилых помещений в ходе их капитального ремонта и реконструкции, принимается в ином, установленном законодательством порядке на основании соответствующих нормативных документов и настоящим Порядком не регламентируется.
2. Условия переоборудования и перепланировки жилых и нежилых помещений в жилых домах
Не допускается:
2.1. Переоборудование и перепланировка помещений, ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, затрудняющие доступ к инженерным коммуникациям и отключающим устройствам.
2.2. Перепланировка квартир, ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры.
2.3. Установка или переустройство перегородок, если в результате образуется комната без естественного освещения или без приборов отопления.
2.4. Перепланировка, в результате которой образуется комната площадью менее 9 кв. м или шириной менее 2,25 м.
2.5. Увеличение подсобной площади квартир за счет жилой.
2.6. Переоборудование и перепланировка при отсутствии согласия всех заинтересованных совершеннолетних жильцов квартиры и ее собственников.
2.7. Переоборудование и перепланировка помещений, состоящих на учете Штаба по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, без разрешения начальника Штаба.
2.8. Переоборудование и перепланировка строений, предназначенных к сносу в ближайшие три года и включенных в соответствующие решения и распоряжения, если такое переоборудование не является необходимым для обеспечения безопасности проживания.
2.9. Перепланировка смежных помещений без предварительного внесения поправок в паспорт домовладения на основании решения МВК.
3. Порядок получения разрешений на переоборудование и перепланировку жилых и нежилых помещений в жилых домах.
3.1. Для рассмотрения на комиссии вопросов о переоборудовании и перепланировке помещений в жилых домах их собственник или по его поручению владелец (балансодержатель) помещений либо наниматель (арендатор) по согласованию с собственником представляют:
3.1.1. Заявление с указанием причин осуществления переоборудования или перепланировки.
3.1.2. Копию технического паспорта дома с указанием износа конструктивных элементов и строения в целом, поэтажных планов и экспликаций помещений, подлежащих перепланировке или переоборудованию, примыкающих помещений и аналогичных помещений на нижнем и верхнем этажах.
3.1.3. Техническое заключение специализированной организации о возможности перепланировки или переоборудования помещения - при необходимости.
3.1.4. Справку о согласии всех заинтересованных совершеннолетних жильцов и собственников реконструируемых помещений с заявленной перепланировкой (переоборудованием), заверенную в жилищном органе по месту расположения рассматриваемого помещения.
3.1.5. Документы о праве собственности на рассматриваемое помещение.
3.1.6. Выписка из домовой книги и копия финансово - лицевого счета.
3.1.7. Решение общего собрания членов жилтоварищества (ЖК, ЖКХ) в случае, когда переоборудование (перепланировка) затрагивает места общего пользования здания.
3.1.8. После положительного решения о возможности переоборудования или перепланировки исходя из характера и объема необходимых работ комиссия определяет состав проектной документации и согласований, которые заявитель должен представить для получения разрешения на проведение работ. В обязательном порядке представляется проект переоборудования или перепланировки, согласованный с балансодержателем или собственником дома, органом Госпожнадзора, Центром Госсанэпиднадзора, управлением окружного архитектора, органом Государственной жилищной инспекции Москвы и эксплуатирующими органами. В случае необходимости изменения инженерного оснащения помещений (установка теплового, газового, электротехнического оборудования с повышенным потреблением водо - энергетических ресурсов) проект должен быть согласован с городскими организациями (МГПО "Мосгаз", Московской кабельной сетью "Мосэнерго", МГП "Мосводоканал", тепловыми сетями АО "Мосэнерго", Управлением топливно - энергетического хозяйства).
Проект должен быть выполнен в установленном объеме специализированной проектной организацией, которая несет полную ответственность за принятое конструкторское и санитарно - техническое решение и выполненные расчеты, а также за его экономические показатели и согласование с вышеперечисленными органами, так как эти разделы проекта специальной экспертизы в межведомственной комиссии не проходят.
Комиссия вправе при необходимости затребовать и иные документы, необходимые для принятия решения.
3.2. Срок рассмотрения заявления о переустройстве или перепланировке - один месяц.
3.3. Межведомственная комиссия, изучив представленные документы и произведя осмотр объекта, принимает решение, которое оформляется протоколом (актом).
Решение комиссии считается принятым большинством голосов при наличии кворума.
Возражения отдельных членов комиссии с предлагаемым решением излагаются письменно и прилагаются к протоколу (акту).
3.4. Решение межведомственной комиссии может быть обжаловано в двухнедельный срок в вышестоящих межведомственных комиссиях, а в случае несогласия с решением городской комиссии - в судебном порядке.
3.5. Распоряжение префекта (супрефекта), разрешающее произвести перепланировку (переоборудование) помещения (-ий) жилого дома, выдается заявителю и направляется в БТИ.
3.6. Комиссия в своем решении устанавливает срок завершения работ по переоборудованию или перепланировке в зависимости от их сложности, который должен быть не более шести месяцев с момента утверждения решения.
3.7. БТИ вносит соответствующие изменения в технический паспорт на строение после проведения перепланировки помещений и их измерений (обмеров) работниками бюро в натуре.
3.8. После внесения изменений в технический паспорт БТИ направляет сведения о них в Комитет муниципального жилья или Комитет по управлению имуществом г. Москвы для внесения этих изменений в соответствующий банк данных.


РАСПОРЯЖЕНИЕ МЭРА МОСКВЫ
от 11 апреля 2000 г. N 378-РМ
О ПОЛОЖЕНИИ О ЕДИНОМ ПОРЯДКЕ ПРЕДПРОЕКТНОЙ
И ПРОЕКТНОЙ ПОДГОТОВКИ СТРОИТЕЛЬСТВА В Г. МОСКВЕ

(в ред. постановлений Правительства Москвы от 30.07.2002 N 601-ПП, от 24.09.2002 N 790-ПП,
с изм., внесенными постановлением Правительства Москвы от 19.03.2002 N 184-ПП)

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 08.02.2000 N 104 "О совершенствовании порядка предпроектной и проектной подготовки строительства в г. Москве" и в целях повышения эффективности организации работ по строительству, реконструкции, реставрации, проведения капитального ремонта; ремонта и покраски фасадов объектов; установки нестационарных объектов; проведения строительных работ по использованию, благоустройству территории, перепланировки, переоборудования помещений, проведения реконструктивных работ в г. Москве:
1. Утвердить Положение о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в г. Москве" (далее - Положение) (приложение)
2. Заказчикам (застройщикам), инвесторам, проектировщикам, строителям, организациям, участвующим в процессе предпроектной и проектной подготовки, руководствоваться указанным Положением (п. 1) как основным документом при подготовке проведения строительных работ в городе
3. Поручить Москомархитектуре обеспечить издание и распространение указанного Положения, а также проведение консультаций и разъяснений по отдельным вопросам Положения
4. Объединению административно - технических инспекций Правительства Москвы совместно с ГУП "Информационные технологии, инжиниринг и связь" в двухмесячный срок подготовить предложения по внесению в установленном порядке изменений и дополнений в Правила организации подготовки и производства земляных и строительных работ в г. Москве, принятые постановлением Правительства Москвы
от 17.03.98 N 207 "Об утверждении Правил организации подготовки и производства земляных и строительных работ в г. Москве".
5. Признать утратившими силу распоряжения Мэра Москвы от 11.11.94 N 561-РМ "О едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства (реконструкции, реставрации, расширения)
объектов в г. Москве", от 01.09.98 N 890-РМ "О сокращении сроков, согласования и утверждения предпроектной и проектной документации" и от 23.04.96 N 234-РМ "О внесении дополнений в распоряжение
Мэра Москвы от 31.01.96 N 39-РМ".
6. Опубликовать настоящее распоряжение в установленном порядке в газете "Тверская, 13" и "Вестнике Мэрии Москвы".
7. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Ресина В.И.

Мэр Москвы
Ю.М. Лужков

Приложение
к распоряжению Мэра Москвы
от 11 апреля 2000 г. N 378-РМ
ПОЛОЖЕНИЕ
О ЕДИНОМ ПОРЯДКЕ ПРЕДПРОЕКТНОЙ И ПРОЕКТНОЙ ПОДГОТОВКИ СТРОИТЕЛЬСТВА В Г. МОСКВЕ

2-я редакция

Введение

Положение о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства (проведения строительных работ) в г. Москве, именуемое в дальнейшем "Положение", разработано на основе
многолетнего опыта предпроектной, проектной подготовки и проведения строительных работ в соответствии с действующим градостроительным законодательством Российской Федерации и города Москвы, определяет порядок их проведения на территории города Москвы (исключая объекты и территории федерального значения) и обязательно для всех участников данной деятельности независимо от
форм собственности и источников финансирования.
Положение включает вопросы инвестиционно - строительной деятельности - от обращения заявителя в органы власти г. Москвы до получения разрешения (ордера) на производство строительно - монтажных и земляных работ в зависимости от их вида: - новое капитальное и некапитальное строительство (глава II);
- реконструкция (глава II);
- установка нестационарных объектов (глава III);
- использование территории (приспособление для ведения хозяйственной деятельности) (глава IV);
- благоустройство территории (глава V);
- капитальный ремонт зданий, ремонт и покраска фасадов (глава VI);
- перепланировка помещений (глава VII);
- переоборудование помещений (глава VIII);
- реконструктивные работы (глава VIII);
- реставрация объектов (глава I, п. 9).
Положение в зависимости от вида строительных работ устанавливает этапы предпроектной и проектной подготовки их проведения, требования к составу, порядку оформления, согласования
и утверждения документации.
Положение разработано Москомархитектурой и Мосгосэкспертизой при участии Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города, Департамента экономической политики и развития г. Москвы, Департамента природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы и организаций, осуществляющих рассмотрение, согласование и экспертизу проектной документации, контроль и надзор за строительством. (в ред. постановления Правительства Москвы от 30.07.2002 N 601-ПП)
(см. текст в предыдущей редакции)
В Положении использованы основные понятия и термины, приведенные в приложении 1. Перечень правовых актов Российской Федерации и города Москвы, применяемых в предпроектной и проектной подготовке строительства на территории Москвы.